Только написала про сложности с наполнением бюджета, и вот новости от Минфина:
«В Минфине задумались о повышении НДПИ для угля. Минфин хочет компенсировать выпадающие доходы бюджета, которые могут составлять 150 млрд руб. в год при курсе 90 руб./$»
Пока никакой катастрофы. Повышение НДПИ планируют взамен экспортной пошлины, которую временно вводили в прошлом году. Из грустного — временная повышенная налоговая нагрузка перестанет быть временной.
Стоит зафиксировать, что Минфин без дела не сидит. Он решителен, готов на подвиги и жертвы.
150 млрд — это много для угольщиков, но не для бюджета. Напомню, бюджету нужно найти дополнительно 6 трлн. Как набрать столько без новых налогов? Конечно, нельзя исключать, что Минфину повезёт. Например, инфляция будет расти быстрее плана ЦБ, импорт тоже будет быстро расти несмотря на высокую ставку ЦБ, рубль отправится в район 120 за доллар, нефть уйдёт на 100+. Лучше, конечно, всё сразу.
Мне кажется, такой сценарий нереалистичен. Тут и ЦБ давит инфляцию и импорт высокой ставкой, и рублю сильно падать не дают (собираются продлять обязательства по продаже валютной выручки до конца года), и дефицит на рынке нефти так и не случился, несмотря на усилия ОПЕК+ и хуситов.
Рынок акций почему-то настроен позитивно. Хотя на повестке очень простой вопрос: где Минфин будет брать деньги? Точнее так: у кого Минфин заберёт деньги?
Финансировать дефицит за счёт займов при ставке ЦБ в 16% — слишком дорого.
Можно ли собрать столько денег в бюджет без новых налогов? Я думаю, нет.
Минфин тоже всё понимает, честно предупреждает:
Прогнозируется значительный рост поступлений нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2024, обусловленный донастройкой законодательства в нефтегазовой сфере в части изменения порядка определения котировок российской нефти и других параметров налогообложения нефтяной отрасли.
+3 трлн с нефтегаза, несколько трлн дадут инфляция, НДС и импорт. Ну и по сусекам придётся поскрести. Минфин работает.
Поэтому в текущих условиях я крайне осторожно отношусь к акциям.
Греф, кстати, молодец. Укрепляюсь во мнении, что Сбер не просто так принял новую дивидендную политику. 1,5 трлн чистой прибыли Сбера — как красная тряпка для Минфина.