Стоит ли участвовать в IPO ДОМ.РФ: второй Сбер или второй ВТБ?

Коротко о компании

ДОМ.РФ позиционирует себя как «крупнейший финансовый институт», созданный государством для развития жилищной сферы.

Компания прямо говорит, что у неё есть дела поважнее извлечения прибыли:

Эмитент является единым институтом развития в жилищной сфере, выполняет задачи и осуществляет функции, предусмотренные Законом № 225-ФЗ.

Внимание на фразу «институт развития». Организации, создаваемые для максимизации прибыли, называются не так.

В уставе всё честно написано:

  • Повышать доступность жилья для россиян (ипотека по льготным ставкам, поддержка семей, молодежи, регионов).
  • Формировать комфортную городскую среду (парки, школы, инфраструктура вокруг домов).
  • Привлекать инвестиции в жилищное строительство для решения системных проблем.

Социальная функция — приоритет.

Безусловно, компания должна быть финансово самостоятельной, чтобы не зависеть от постоянных дотаций из бюджета. В бизнес-модель заложена прибыль. Но никаких прорывов (роста рентабельности) ждать не стоит.

Даже если компания будет очень хорошо работать, поднять рентабельность ей не дадут (не для этого льготы раздавали). А если будет работать плохо, убытки поделят с акционерами. И скажут спасибо за важный вклад в содействие развитию жилищной политики государства.

Обещания vs реальность

Внимательно изучим слайд «Основа инвест-кейса ДОМ.РФ»:

Посмотрим на цифры под другим углом (маркетологи, простите):

  • Удвоение за 5 лет. При сложном проценте это рост меньше 15% в год.
  • 50% на дивиденды — норма для гос компаний, нам предлагают див доходность в районе 12% годовых.
  • ROE 20% — это цель (мечта), а средний за 5 лет (факт) — 16,4%.

Посмотрим ещё несколько слайдов.

1. Целевой ROE за последние 5 лет достигался только 2 раза (если 2025 уже засчитать):

ROE ниже, чем у Сбера. Про других коллег-конкурентов писать не буду. В целом, основной продукт здесь — ипотека. Да, надёжно. Но это не оправдание, ведь в Сбере тоже надёжно.

2. Рост бизнеса ждём за счет оживления спроса на жильё:

Всё. Про драйверы только один слайд. Вся наша надежда здесь.

Если верите, что ЦБ будет бодро снижать ставку и рынок жилья оживёт, то драйвер идёт в зачёт. Если не верите, то других драйверов у эмитента для вас нет.

Условия IPO и прогнозы

  • Целевая цена: 1650-1750
  • P/E ниже 4 (ниже 3,5 при выполнении прогноза)
  • P/B в районе 0,7

Выглядит недорого. Это плюс. Деньги от IPO пойдут в бизнес. Большой плюс.

Вроде неплохо, но за эти же деньги сегодня можно взять Сбер. И здесь сравнение будет не в пользу ДОМ.РФ:

  • Сбер: диверсифицированный бизнес (кредиты, платежи, экосистема), сильный менеджмент, высокая эффективность.
  • ДОМ.РФ: ставка на один сектор, полная зависимость от госполитики, чиновники в управлении.

Итоги и выводы

ДОМ.РФ — это не обычный банк или застройщик, которые в первую очередь думают о доходах для акционеров. Это инструмент государственной жилищной политики.

Представьте кто-то из знакомых предложит вам открыть приют для бездомных животных (очень полезное и важное дело). Вы спросите его, будем ли мы на нём много зарабатывать? Он ответит, что деньги не главное. Важно, чтобы котятам было хорошо.

Ждать здесь взрывного роста не стоит. Логичнее относиться к этой бумаге как к квазиоблигации. Стабильный бизнес, дивиденды на уровне или чуть выше инфляции (если повезёт). Чем-то напоминает ЛенЭнерго-п.

В целом меня радует, что такой интересный эмитент проводит IPO. Актив классный, очень хорошо для рынка. Предсказуемая дивидендная история полезна для всех. Цена размещения не завышена, но и дисконта я не вижу. Участвовать в IPO не планирую.

Брокеры активно рекламируют размещение, и переподписка вполне вероятна. Легко могу представить, что акция вырастет в первый день. Но дальше будут действовать рыночные факторы, актуальные для всех прочих акций.

За компанией буду следить. Особенно за действиями менеджмента. Надеюсь, они будут брать пример со Сбера, а не с ВТБ.

Мой телеграм

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.